Бродячие собаки Серебряного века

16 марта 1915 года в Петрограде закрылось литературно-артистическое кабаре «Подвал бродячей собаки». Чуть больше трёх лет оно служило пристанищем для здешней богемы. «Бродячая собака» стала тем местом, где среди «своих» прятались от суетного внешнего мира художники и артисты, драматурги и поэты. Официально основанное одним человеком, кабаре, тем не менее, было их общим детищем, со своими традициями и внутренней атрибутикой.

В поисках приюта

«Подвал бродячей собаки» открыл режиссёр и актёр Борис Пронин. Первых гостей кабаре приняло 31 декабря 1911 года. Тогда здесь встречали Новый год Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Осип Мандельштам, Михаил Кузмин, Игорь Северянин, Саша Чёрный…

Кабаре обязано своим названием Алексею Толстому. Именно он во время поисков подходящего помещения заметил вслух: «А не напоминаем ли мы сейчас бродячих собак, которые ищут приюта?» Кстати, устав заведения также написал Алексей Толстой.

До первых поездов

«Бродячая собака» работала трижды в неделю. Открывалась вечером, но основная жизнь там начиналась примерно с полуночи.

Анна Ахматова и Николай Гумилёв в ожидании поезда в Царское Село засиживались до самого утра. По воспоминаниям Георгия Иванова, с ними за компанию оставались другие поэты, которые потом ехали на вокзал провожать царскосёлов.

«Жо-Ра»

В «Бродячей собаке» устраивали спектакли, в которых часто были задействованы не только профессиональные актёры, но и другие завсегдатаи: художники, литераторы.

Регулярно проходили поэтические вечера. Часто именно здесь авторы впервые читали на публику свои новые стихотворения.

Развлечения придумывали на ходу. К примеру, однажды соревновались, кто за определённое время напишет лучше стихотворение, в каждой строчке которого должно быть сочетание слогов «Жо-Ра».

Все, кроме Блока

В кабаре был представлен весь спектр петербуржской поэзии. С первыми футуристическими стихами там выступал Владимир Маяковский, Алексей Кручёных рассуждал о перспективах поэтического языка.

Завсегдатаями были и символисты: Фёдор Сологуб и Константин Бальмонт. А вот Александр Блок «Бродячую собаку» не любил и не был там ни разу. Хотя его жена нередко посещала это кабаре.

Акмеисты задают тон

Но балом правили всё-таки акмеисты во главе с Гумилёвым и Ахматовой. Последняя посвятила «Бродячей собаке» немало строк в своих произведениях.

Есть легенда, что спустя годы после закрытия кабаре поэтесса вновь оказалась в этом подвале. В Великую Отечественную войну она была неподалёку, когда начался авианалёт. Ахматова забежала в ближайший подвал, который оказался бывшим помещением «Бродячей собаки».

Дуэли и массовые драки

Порой споры посетителей кабаре об искусстве и не только заканчивались драками. Перебранка пушкиниста Петра Морозова и хорошенько набравшегося Константина Бальмонта переросла сначала в потасовку между ними, а потом – в массовое побоище.

Именно в «Бродячей собаке» Велимир Хлебников прочёл стихотворение «Ющинский – 13», из-за которого Осип Мандельштам тут же вызвал его на дуэль.

Легенда и быль

Громче всего прогремело внеплановое выступление Владимира Маяковского. Он попросился на сцену и прочитал стихотворение «Вам!» Аудитория была, мягко говоря, ошарашена. Говорят, чуть не дошло до драки. Другие говорят, что до драки всё-таки дошло.

Именно с этим выступлением связывают закрытие кабаре. Однако на деле всё прозаичнее: во время Первой мировой войны ввели сухой закон и «Бродячую собаку» закрыли из-за нелегальной продажи спиртного.

В 2001 году в этом помещении открылось одноимённое арт-кафе. Там и по сей день проходят литературные вечера, читают стихи поэтов серебряного века, выступают с моноспектаклями.