Литературная Мариинка

12 июля 1783 года указом императрицы Екатерины II был утверждён театральный комитет «для управления зрелищами и музыкой». С этой даты принято отсчитывать историю Мариинского театра – знаменитого петербургского театра оперы и балета.

Несмотря на музыкальный репертуар, Мариинка тесно связана и с отечественной литературой. В памятный для театра день вспоминаем, какие писатели отметились в его истории и в чьих произведениях навеки запечатлен он сам.

12 драматургов

Одна из достопримечательностей внутреннего убранства Мариинки – венчающая зрительный зал трёхъярусная бронзовая люстра весом в две тонны. Свет 230 лампочек отражают 23 тысячи хрустальных подвесок.

На потолке вокруг люстры нарисованы танцующие нимфы и амуры. Чуть ниже всю эту конструкцию окружают 12 медальонов-портретов, на которых изображены отнюдь не композиторы, а драматурги: Фонвизин, Гоголь, Островский, Грибоедов и другие.

Дело в том, что изначально в театре планировали показывать постановки самых разных форматов, и лишь спустя время в репертуаре закрепились именно опера и балет.

Без «царя» и «Бога»

Первой постановкой, которую показали непосредственно в здании Мариинского театра стала опера Михаила Глинки «Жизнь за царя». Сам композитор дал ей название «Иван Сусанин», но перед премьерой его решили поменять. Сначала предложили «Смерть за царя». Однако потом сошлись на том, что за царя можно только жить.

Идею оперы Глинке подсказал поэт Василий Жуковский. Он же собирался написать либретто, но не смог выкроить времени. Поэт посоветовал композитору обратиться к секретарю цесаревича барону Егору Розену. Тот имел немецкие корни, а по-русски говорил с заметным акцентом. Впрочем, стихи Глинку устроили. Тем более, что писал их Розен на уже готовую музыку, что тогда было скорее редкостью.

В советское время «Жизнь за царя» вычеркнули из репертуара по идеологическим соображениям. Опера вернулась в Мариинку под изначальным названием «Иван Сусанин» и с переписанным либретто. Поэт и переводчик Сергей Городецкий вырезал все упоминания царя, ввёл вместо него лидера ополченцев Козьму Минина и практически свёл на нет слово «Бог».

Долгожданная премьера

Вдохновившись «Историей государства Российского» Александр Пушкин замахнулся на масштабную историческую драму. В ссылке в Михайловском поэт реализовал замысел и в 1825 году произведение было готово.

Однако дальнейшая его судьба складывалась незавидно. Лишь в конце 1830 года, после многочисленных правок, пьеса была впервые опубликована. Но читать её люди не стремились – в качестве чтива драматургия их не интересовала.

На сцене же пьесу не ставили по двум причинам. Во-первых, режиссёры не понимали, как к ней подступиться. А во-вторых, до 1866 года её постановки были запрещены в принципе. Премьера «Бориса Годунова» состоялась лишь в 1870 году именно в Мариинском театре.

Последняя дуэль

Весной 1909 года Николай Гумилёв закрутил роман с молодой поэтессой Лизой Дмитриевой и даже несколько раз звал замуж. Однако девушка последовательно отказывала.

Вскоре они приехали в Коктебель, в гости к Максимилиану Волошину. Там выяснилось, что сердце Дмитриевой принадлежит последнему, и Гумилёв вернулся в Петербург один.

Осенью того же года поэт вновь сделал Дмитриевой предложение и снова получил отказ. Тогда по столице пошёл слух, будто Гумилёв рассказывает всем желающим слушать подробности их романа.

Спустя пару дней, в Мариинском театре Волошин встретился с Гумилёвым и отвесил ему звонкую пощёчину. 22 ноября они сошлись на дуэли, ставшей последней в ХХ веке дуэлью поэтов.

Волошин стрелял в воздух, а Гумилёв дважды промазал. Так что закончилась она без потерь, если не считать шуточки в литературной тусовке Петербурга.

Муза поэта

Говорят, петь Игорь Северянин научился раньше, чем читать. Его с детства тянула музыка, и он был частым гостем Мариинки.

«Обе эти оперы — русские оперы! — очаровали меня, потрясли, пробудили во мне мечту, — запела душа моя, — делился он впечатлениями после просмотра в Мариинском театре опер «Рогнеда» и «Князь Игорь». — Как всё было пленительно, как небывало красочно: мягкий свет люстр, бесшумные половики, голубой бархат театра, сказочная сцена с витязями, лошадьми, Кремлём Путивльским, киевскими лесами дремучими, пещерой Скульды — и такая большая, широкая, высокая, глубокая! Вокруг, в партере, нарядно, бархатно, шёлково, душисто, сверкально, притушенно-звонко... Сладко кружится голова. Как не пробудиться тут поэту, поэтом рожденному?.. Лучшей обстановки и не выдумаешь».

Северянин был так очарован Мариинским театром, что в 1924 году посвятил ему одноимённое стихотворение. «И я даю тебе, лазурный храм Искусства, перешедшего к векам, Театра Божьей милостью названье!» — писал в нём поэт.