Вечная жизнь Нади Рушевой

 Сегодня исполнилось бы 70 лет одарённой художнице Наде Рушевой. Родители назвали её Найдан – «вечно живая». Надя умерла, когда ей было чуть больше семнадцати лет. Но, как пророчило её имя, продолжает жить и сегодня – в своих работах.

Она никогда не училась рисовать и всегда творила набело: так, как чувствовала в данный момент. Надя впервые взяла в руки карандаш в пять лет и за последующие двенадцать оставила наследие в 12 тысяч работ.

Рисовала малую родину и животных, балерин и советское прошлое – круг её интересов был широк. Но особое место в нём занимала литература. Книги Надя полюбила с детства, что отразилось и в сюжетах её работ: львиная доля рисунков – иллюстрации к тем или иным произведениям.

 

       

Пушкиниана

Когда Наде было семь, отец читал ей «Сказку о царе Салтане». Слушая её, девочка рисовала. Так появились её первые иллюстрации произведений Александра Пушкина. В тот вечер она сделала целую раскадровку сказочного сюжета – 36 иллюстраций.

Позже появились рисунки по мотивам «Медного всадника», «Повестей Белкина», «Евгения Онегина». Особенно много их было посвящено последнему произведению. Любимым персонажем Нади была Татьяна Ларина. Чаще всего именно она, в разных образах, фигурировала в работах Рушевой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Иллюстрации без книг

Надя создала иллюстрации к произведениям Шекспира, Лермонтова, Гоголя, Дюма, Грина, Байрона, Диккенса, Андерсена, Чуковского, Киплинга, Родари, Экзюпери и многих других литераторов.

Однако при жизни художницы их могли увидеть лишь на выставках и в журнальных публикациях. Изданий, проиллюстрированных работами Рушевой, тогда так и не появилось.

Планировался выпуск книги пушкиниста Арнольда Гессена «Жизнь поэта», над рисунками для которой работала Надя. Но автору они не понравились, и книга вышла без них.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пророческая «Анна Каренина»

Надя не рисовала с натуры – ей было достаточно воображения. Тем не менее, работая над иллюстрациями к некоторым произведениям, она не ограничивалась прочтением текста.

Яркий пример – её рисунки по мотивам «Войны и мира» Толстого. Надя изучала экспозиции музея-панорамы «Бородинская битва» и Исторического музея, ездила на Бородинское поле. Результатом стали около 450 зарисовок и иллюстраций к произведению.

Интересна история иллюстрации Рушевой к другому произведению Толстого – «Анне Карениной». На ней Надя изобразила поставленный по роману балет. Примечательно, что это произошло ещё до того, как такой балет действительно показали на сцене.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последний миф

На многие работы художницу вдохновили древнегреческие мифы. В числе вдохновлявших её произведений «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Значитальная часть таких рисунков посвящена подвигам Геракла.

Первые иллюстрации с этими сюжетами она нарисовала ещё в восемь лет. Легендам и мифам Древней Греции посвящена и работа, ставшая для Нади одной из последних: «Аполлон и Дафна». Её нашёл отец Нади уже после смерти юной художницы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иллюстратор вне времени

В пятнадцатилетнем возрасте Надя прочитала роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Именно она стала первым его иллюстратором.

Отец художницы думал, что эта книга слишком «взрослая» для её возраста, но Найдан справилась на отлично. Вдова Булгакова, увидев иллюстрации уже после смерти Нади, отметила что девочка всё прекрасно поняла и очень убедительно изобразила, с точностью раскрыв образ Маргариты.

Работа над иллюстрациями к роману стала последней в жизни Нади. Оформленная ими книга увидела свет спустя почти полвека после смерти художницы…